суббота, 9 февраля 2013 г.

благотворительный фонд начинающим писателям

— Не удаётся. Буквально 1 сентября я пост директора передала. Для того чтобы держать журнал на должном уровне, необходимо очень много работать. А лицей — фактически готовая структура, которой может руководить человек с хорошим управленческим чутьём. Но преподавание в лицее оставлять не собираюсь, с удовольствием веду несколько мастерских.

— Как удаётся вам совмещать редакторство в журнале и руководство лицеем?

— Не знаю, кем бы он был в Москве, но здесь он был Солнцевым — Поэтом, Прозаиком, Драматургом, Учителем. Его детище журнал «День и ночь» сегодня называют в ряду ведущих российских литературных журналов, таких, как «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Наш современник». Хотя первые два года, когда Романа Харисовича не стало, было невероятно тяжело. Но мы выстояли. Я тогда страшную клятву дала: пока жива, журнал будет выходить. Эти два года мы делали «День и ночь» на гранты, которые изыскивали где только можно, и даже собственные средства мне приходилось вкладывать, когда денег не хватало. А с 2010 года через агентство печати и массовых коммуникаций мы получаем серьёзную субсидию из края, и журнал становится всё ярче, интереснее, привлекательнее для авторов и читателей.

— Роман Солнцев как-то признался, что если бы не Астафьев, он остался бы в Москве, где многие его сокурсники, возможно, менее талантливые, чаще печатаются, их показывают на ТВ. В провинции на писателей и поэтов смотрят с недоверием.

Ну а Роман Харисович… с ним я познакомилась задолго до того, как в журнал пришла. Солнцев тогда — уже известный поэт, прозаик, драматург, по его сценариям фильмы снимали. В 1996 году стала сотрудничать с журналом «День и ночь», так началась наша совместная деятельность. Это был замечательный друг, многогранный человек, с которым было очень интересно работать и который всегда поддерживал меня, на любых крутых виражах судьбы…

— Первая моя публикация состоялась, когда мне было 16 лет. После окончания пединститута работала учительницей русского языка и литературы. До сих пор считаю, что моя учительская «служба» — главное призвание. Но оценка, которую дал моим литературным опытам Астафьев (он написал предисловие к моей первой книжке), заставила меня иначе взглянуть на то, что мною сделано и что предстоит сделать. В 94-м году был организован благотворительный Фонд им. В. П. Астафьева, и я стала первым его лауреатом. Так что настоящий старт был хотя и поздним, но достаточно высоким.

— А с чего тогда начался ваш писательский путь?

— В 1993 году после презентации сборника «Великодушная семёрка», в котором я приняла участие вместе с другими поэтами, Астафьев предложил мне вступить в Союз писателей. Для меня это было как гром среди ясного неба. Я никогда прежде всерьёз не примеряла «белые одежды» профессионального писателя. Хотя стихи и прозу сочиняла с детства и творческих амбиций, конечно, не была лишена.

— Вам посчастливилось работать с Солнцевым, общаться с Астафьевым. Какую роль они сыграли в вашей судьбе?

— Виктор Петрович хотя и был к начинающим писателям строг, но всегда понимал, что такое творческий импульс: пусть молодой человек лучше стихи пишет, чем водку пьёт. Но писатель — это профессия. И, как всякая другая, требует специальных знаний, культуры, системы критериев, определяющих твоё место в профессиональном сообществе. Виктор Петрович частенько бывал у нас в литературном лицее, и старшие лицеисты хорошо помнят его отношение к труду литератора. Когда понимаешь, что это такое, ценишь чужой талант не меньше, чем свой собственный. Это, кстати, надёжная прививка от графомании. Наши выпускники, как правило, чувствуют себя достаточно подготовленными к тому, чтобы продолжить образование на филологических специальностях или в Литературном институте.

— В своё время Астафьев говорил о том, как «легкомысленное отношение к первым творческим попыткам молодых людей может привести к трагедии. Похвали из вежливости автора, а тот посвятил всю жизнь писательству. А потом оказалось — зря!». Как вы работаете с начинающими авторами?

— Прежде всего, не хватает установки на качество. Демократический способ правления, конечно, хорош, но это не панацея от всех бед. В любом обществе обязательно должно быть сословие, которое воспринимается как эталонное. Императорский лицей был аристократическим учебным заведением, ориентированным на качество образования. Воспитывались молодые дворяне, которые должны были обеспечить культурный и политический прорыв России тогда, в новом, ХIХ веке. И в какой-то степени эта задача была решена. Советская школа должна была воспитывать всесторонне развитую личность. Кого «выращивает» современная российская школа? Неудивительно, что вузовская профессура жалуется: уровень образованности абитуриентов с каждым годом падает.

— Марина Олеговна, 200 лет назад был открыт Царскосельский лицей, созданный по указу императора Александра I. Если сравнить лицейское образование в царской России и даже советское — чего нам не хватает сегодня, чтобы растить своих Пушкиных, Лермонтовых?

Прививка от графомании

— Европейское и американское образование, к которому мы активно стремимся, в большинстве случаев уступает советскому. А современная школа, к сожалению, сегодня превратилась в фирму по оказанию образовательных услуг, — говорит писатель Марина САВВИНЫХ.

Виктор Астафьев был строг к начинающим писателям, но справедлив. Фото из архива М. САВВИНЫХ

«Без установки на качество уровень образования падает», — считает Марина Саввиных

, выпуск от 19 октября 2011 г.

Опубликовано на сайте Издательского Дома «Аргументы и факты» ( )

Аргументы и факты - "Без установки на качество уровень образования падает", - считает Марина Саввиных - "АиФ на Енисее", № 42 (722) от 19.10.2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий